Лидерство среди регионов России по доле населения, стоящей на учете в онкодиспансерах вот уже шесть лет стабильно удерживает Курская область.
Каждый пятый случай злокачественной опухоли в России выявляется на четвертой стадии. Ужасающая статистика, отчасти связанная с главной проблемой всех онкологических заболеваний - бессимптомным течением на начальной стадии. Немаловажное значение имеет качественная система ранней диагностики онкозаболеваний в государстве. Япония, например, является лидером в мире по раннему выявлению рака желудка. Качественные онкоскрининги, внедренные в масштабах этой станы, стали отличной профилактикической мерой. А ведь еще совсем недавно страна занимала первые места по заболеваемости этим видом рака. В России тоже принимаются активные меры по профилактике рака, но до отличных показателей пока далеко.
Первый клинический медицинский центр - одна из немногих клиник в ЦФО , оснащенная диагностическим цифровым оборудованием экспертного уровня, которое обеспечивает высокую информативность исследований и делает их комфортными и безопасными для пациентов
Сегодня поговорим с Дмитрием Валерьевичем Кузнецовым, ведущим онкологом Первого клинического медицинского центра, руководителем хирургического центра, лауреатом национальной премии по онкологии "Мы будем жить", клиницистом экспертного уровня, хирургом, в совершенстве владеющим различными объемами операций, в частности, современными лапароскопическими технологиями оперирования пациентов с новообразованиями абдоминальной локализации.
Известный российский онколог Кузнецов. Дмитрий Валерьевич выполняет операции повышенной сложности, большинство его пациентов - люди с тяжелыми онкологическими патологиями, которые попадают к нему, как к маяку последней надежды.
- Дмитрий Валерьевич, если уровень диагностики онкологических заболеваний в государстве достаточно низкий, означает ли это, что шансы больного на выздоровление стремятся к нулю? Ведь согласно статистике, у каждого пятого человека в России рак выявляется на четвертой стадии, при которой прогноз жизни неблагоприятный.
- Ранняя диагностика злокачественных новообразований имеет огромное значение, но не решающее. Сегодня со многими видами рака можно жить также долго, как и с любым хроническим заболеванием, таким, как диабет, например. А если принять во внимание факт, что онкологии по статистике чаще всего подвержены люди старшего возраста, то картина получается не такая уж и удручающая. Например, если онкологический диагноз поставлен в возрасте 65 лет, то человек при правильном лечении имеет все шансы дожить до более преклонного возраста.
- А правильное лечение - это какое?
- Стандарт лечения онкологических пациентов в большинстве случаев заключается в сочетании хирургического лечения, химиотерапии и лучевой терапии, а также использовании современных специальных методов и сложных, в том числе уникальных, медицинских технологий. Причем, в России закреплен порядок, регламентирующий сроки оказания специализированной помощи онкологическим пациентам- 14 календарных дней с даты гистологической верификации злокачественного новообразования или 14 календарных дней с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования.
- Какие сегодня уникальные медицинские технологии применяются в онкологии?
- Если говорить о хирургической помощи, то это весь перечень лапароскопических операций. В нашем Центре применяются органосохраняющие методики, лапароскопические операции при опухолях брюшной полости и забрюшинного пространства. Основные направления работы - хирургическое лечение злокачественных новообразований абдоминальной локализации (желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая и толстая кишка,), опухоли женской репродуктивной системы, опухоли почки, микрохирургическая реконструкция челюстно-лицевой зоны при злокачественных опухолях органов головы и шеи, рака молочной железы, меланом, сарком мягких тканей.
Рациональная хирургическая тактика позволяет команде хирургов под руководством Дмитрия Валерьевича существенно улучшать результаты лечения как первичных, так и рецидивных опухолей.
- Выдающийся американский хирург Моше Шайн в своей книге "Здравый смысл в неотложной абдоминальной хирургии" тонко замечает , что, если у хирурга дрожат руки, то это можно пережить, но если дрожат мозги, то это катастрофа. Хирурги, по его убеждению - это оперирующие терапевты. Вы такую позицию разделяете?
- В целом, да. Несмотря на то, что речь идет о принципах неотложной хирургии, они укладываются и в концепцию плановой хирургической помощи. Хирургия как отрасль стремительно эволюционирует. В неотложной хирургии обычно сделать меньше значит сделать лучше, но иногда сделать больше может быть жизненно важным для пациента. Мысль о хирургах как об оперирующих терапевтах отражает философию хирургии в целом с точки зрения ее содержания, характера и принятия ряда ответственных решений. И да, у хирурга не должны дрожать мозги, чтобы моментально принять правильное решение.
Онколог Кузнецов - член ведущих российских и зарубежных профессиональных сообществ - Российского общества хирургов, Ассоциации онкологов России, Российского общества колоректальных хирургов, ESGO, ESSO
- Какие еще уникальные операции проводятся в Первом клиническом медицинском центре?
- Да вообще любая онкологическая операция является уникальной, потому что каждый организм уникальный. Не существует двух одинаковых хирургических вмешательств. Но если говорить о новых технологиях и направлениях, отмечу создание на базе нашего учреждения Центра хирургии головы и шеи и реконструктивной хирургии. Кроме того, что в Центре оказывается хирургическая помощь при злокачественных опухолях органов головы и шеи, мы выполняем реконструкцию дефектов лица и тела при последствиях онкологических заболеваний в рамках одной операции. Руководителями Центра являются опытные хирурги Нетяга Роман Алексеевич и Шиленков Кирилл Андреевич.
- О каких последствиях идет речь?
- Резекция нижней челюсти, удаление языка, гортани, например, когда человек теряет жизненно важные функции - говорить, глотать, жевать. Мы удаляем опухоли с одномоментной микрохирургической реконструкцией языка, глотки, пищевода, лицевого нерва с применением биосовместимых имплантов и сложных комплексов тканей с целью восстановления утраченных функций и полной социальной адаптации пациентов с глубокой инвалидизацией. Также выполняем реконструкцию молочной железы и микрохирургию лимфатических отеков. Или например, проводим полное удаление верхней челюсти при злокачественных опухолях с одномоментной реконструкцией, удаление опухолей глубокой области лица.
Я всегда говорю своим пациентам - рак лечится, убивает бездействие. Даже казалось бы в самой безнадежной ситуации нужно не опускать руки, а брать рак под прицел.
Оперативно задать вопрос врачу можно в группе "Говорите врач слушает" на Фейсбуке.
Беседу вела Ирина Альховская