Большинство пациентов Центра спасения конечностей – нового подразделения Первого клинического медицинского центра в Коврове – мужчины.
По словам руководителя Центра, врача по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению Дмитрия Тютьнева, фактору риска развития атеросклероза артерий нижних конечностей подвержен, в основном, сильный пол. Женщин он поражает, как правило, в случае диабета.
Дмитрий Анатольевич рассказал о своих пациентках.
Пациентка готовится станцевать на свадьбе внучки
76-летняя Вера Григорьевна Чернова из Ивановской области более 15 лет страдает от инсулинозависимой формы сахарного диабета. В этом году произошло резкое ухудшение. Даже в состоянии покоя боль в левой ноге не проходила, напротив, нарастала. Вера Григорьевна потеряла сон. Между тем, на ноге стали появляться трофические язвы. Данные УЗИ (ультразвукового исследования) показали печальную картину: отсутствие кровоснабжения по берцовой артерии, закупорка поверхностно-бедренной артерии с переходом в подколенную. Там наблюдалась одна сплошная бляшка со стопроцентным перекрытием.
Без срочной операции существовал большой риск потери поражённой ноги.
- У меня скоро внучка замуж выходит! Я ей обещала станцевать на свадьбе! - взмолилась пенсионерка.
Во время хирургического вмешательства специалисты Центра спасения конечностей полностью восстановили проходимость поверхностно-бедренной артерии, в неё был имплантирован стент. Также были приведены в норму все другие пораженные артерии. В областях, где имелись трофические нарушения, отсутствовало кровоснабжение, но присутствовал скрытый гнойный карман, рана была санирована.
Пенсионерка была выписана на 15й день с полной сохранной функцией, с нормальной температурой, улучшением состояния по сахарному диабету. Эндокринологу Первого клинического медицинского центра Наталье Яковлевой удалось полностью скомпенсировать пациентке это грозное заболевание.
Вера Григорьевна уверена, что теперь обязательно станцует на свадьбе внучки.
“Стараемся максимально сохранить опору”
Мы задали Дмитрию Тютьневу несколько вопросов:
- Какой процент пациентов нуждается в операции по спасению конечностей?
- 80 процентов пациентов, обратившихся к нам с заболеваниями артерий нижних конечностей разной степени запущенности, нуждались в экстренном проведении операции, то есть речь шла именно о спасении, а не о плановом лечении. Большинство имели средний или высокий риск ампутации конечностей.
- На какой стадии можно спасти ногу?
- Вплоть до гангрены, на сверхзапущенных стадиях, когда уже наблюдается отмирание конечности. В подобной ситуации мы боремся за уровень ампутации, чтоб он был максимально низким, пытаемся сохранить опору. Если пациенту после операции потребуется протез, то это будет что-то простое, имеющее мало общего с подбором классических бедренных протезов.
Нередко бывает, что у человека половина ноги без кожного покрова, сплошной некроз. Даже в таком, казалось бы, безнадежном случае мы восстанавливаем кровоснабжение нижней конечности, убираем омертвевшие ткани. Затем передаём пациента нашим коллегам - пластическим хирургам, которые восстанавливают кожные покровы, и человек может снова ходить на своей ноге.
Бывает, нам не удается сохранить всю стопу, боремся за каждый сантиметр, но иногда доходит до ампутации одного-двух пальцев. Однако лучше потерять два пальца, но сохранить всю ногу. Протез двух пальцев - самое простое, что можно придумать, с ним опорная функция действует на 100 процентов.
- То,что вы делаете, похоже на чудо! На чём основан метод спасения конечностей?
- Речь идёт о гибридной технологии, таких очень мало в мире. Мы объединили опыт многих поколений различных направлений открытой эндоваскулярной и открытой сосудистой хирургии, чтобы спасать нижние конечности. Когда мы работаем порознь, мы не можем выполнять весь спектр манипуляций, в которых нуждается пациент. У нас эти операции идут на потоке. Мы рады, что работаем в команде, в которой для нас практически нет нерешаемых задач. Мы не стоим на месте, постоянно совершенствуем наш метод.
Записала Катерина Мигулина.
На фото*: Дмитрий Тютьнев с 78-летней пациенткой Марией Ивановной Барсуковой (фамилия изменена). Была направлена в Центр спасения конечностей в Ковров, так как в последнее время практически не могла наступать на правую ногу и, соответственно, - ходить. Проблемы с ногой возникли вследствие сахарного диабета, нейроишемической формы диабетической стопы, сухой гангрены первого пальца, язвы на стопе.