78-летнему Борису Петровичу Кашину из Нижегородской области предложили ампутацию ноги – до половины бедра. И он стал бы калекой, если бы не счастливый случай, неравнодушие местного хирурга и профессионализм врачей Центра спасения конечностей.
Новое подразделение открылось в октябре этого года при Первом клиническом медицинском центре в Коврове.
Историю пенсионера Кашина, как одну из самых показательных, нам
рассказал врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, руководитель Центра спасения конечностей Дмитрий Тютьнев.
Не мог пройти и десяти метров
В отдалённом районе Приволжского округа России узких специалистов по сосудистой хирургии нет. Там и “широкие” - на вес золота. Борис Петрович лечился в хирургическом отделении сельской больницы, где хирурги пытались помочь всеми средствами, которыми располагали. В районном центре по месту жительства Кашину отказали в лечении, так как классическая медикаментозная терапия (таблетки, уколы, капельницы) ему не помогала – больше не была для него эффективна.
Пенсионера пугали, что если не удалить ногу в ближайшее время, он может погибнуть от заражения крови.
Но Борису Петровичу повезло...
На одной из конференций в Первом клиническом медицинском центре присутствовал хирург из Нижегородской области, который знал Кашина. Когда он услышал о том, что в Коврове выполняют сложнейшие операции по спасению конечностей, он попросил принять пенсионера как можно скорее.
- Пациент в течение десяти лет страдал атеросклерозом артерий нижних конечностей, а также более 15 лет - сахарным диабетом. В последние пять лет у пациента отмечалось прогрессивное ухудшение состояния ноги. Если раньше он мог пройти порядка километра без болевых ощущений, то теперь и десяток метров стал для него испытанием. Кроме того, даже в состоянии покоя мужчину мучили постоянные боли, - говорит Дмитрий Анатольевич.
По словам доктора Тютьнева, Борис Петрович прибыл в Центр спасения конечностей в удручающем состоянии – трофические изменения ноги, язвы и некрозы на стопе и пальцах.
При ангиографии* была выявлена полная окклюзия* (закупорка) поверхностно-бедренной и подколенной артерий, абсолютное отсутствие берцовых артерий и артерий стопы. Стопа пенсионера кровоснабжалась буквально несколькими мелкими веточками от основной артерии.
Впервые за много лет почувствовал свою ногу
Операция действительно оказалась очень сложной. Она длилась 5,5 часов.
- Мы полностью восстановили проходимость поверхностно-бедренной артерии, вырезали практически всю бляшку*, методично устранили окклюзионно-стенотическое поражение подколенной артерии, каждой берцовой артерии и артерий стопы. Пришлось ампутировать всего один палец - спасти его было невозможно ввиду сформировавшейся гангрены*. Пациенту удалось сохранить ногу, причем он практически сразу начал её чувствовать – впервые за много лет! Сказал, что нога “горячая”. Пульсация определялась абсолютно отчётливо на всех уровнях. Через месяц от местного хирурга пришёл результат УЗИ (ультразвукового исследования), которое подтвердило, что все артерии, за которые мы боролись, до сих пор проходимы, - поделился победой своей команды Дмитрий Тютьнев.
Центр спасения конечностей борется против ампутаций ног
Сегодня Центр спасения конечностей функционирует на максимальных оборотах.
- Население России практически погибает без доступной сосудистой хирургии. Теряя ногу, человек рискует расстаться с жизнью. Между тем, количество ампутаций растёт! Потребность создания таких центров, как наш, продиктовало время, но пока их в стране – единицы.
Запрос пациентов на этот тип помощи увеличивается. К нам поступают люди с тяжелыми поражениями артерий нижних конечностей, с гангренами, в запущенной стадии. От нас они уходят на своих ногах, - говорит Дмитрий Тютьнев.
Даже за рубежом структур, подобных Центру спасения конечностей при Первом клиническом медицинском центре, не хватает. Например, на всю Германию их всего два, и очередь там на месяцы вперёд.
В команде хирургов – только лучшие
Команду сосудистых хирургов-профессионалов для Центра спасения конечностей собирали с мая по октябрь 2019 года.
- Требовались узкие профильные специалисты, например, сосудистые хирурги из отделения гнойной хирургии, которые умеют проводить операции у пациентов с нагноением, гангренами, другими гнойными осложнениями. Поиск был серьезный. Многим было отказано, так как критерии работы в таком сложном подразделении – очень высоки, - признаётся наш собеседник.
Кроме того, чтобы спасать конечности, требуются очень большие материальные вложения - в оборудование, в расходные материалы, - которые не могут позволить себе большинство больниц России. А в Центре спасения конечностей в Коврове всё это есть.
Удивительные истории других пациентов Центра читайте в следующих публикациях на нашем канале.
(имя и фамилия пациента изменены)
Записала Катерина Мигулина
МЕДЛИКБЕЗ
Окклюзия* - закупорка артерий, реже вен, которая сопровождается выраженным падением качества и скорости кровотока, со стремительным развитием некроза.
Ангиография* – один из методов современной диагностики, контрастное рентгенологическое исследование кровеносных сосудов.
Бляшка* - отложения липидов в интиме артерии* приводящее к уменьшению его внутреннего просвета.
Интима артерии* - это внутренний слой артерии. Артерия состоит из трех слоев: внешнего, среднего и внутреннего. Интима отвечает за работу артерии, регулирует тонус, защищает от атеросклероза и тромбов.
Гангрена* – омертвление живых тканей (частей органов или участков тела). Может поражать любые органы и ткани: кожу, мышцы, подкожную клетчатку, лёгкие.