Продолжение интервью с врачом-хирургом, кандидатом медицинских наук Алексеем Терёхиным, который возглавляет Центр хирургической коррекции веса и лечения ожирения при Первом клиническом медицинском центре в Коврове.
- После операции вы расстаетесь с пациентом навсегда?
- Конечно, нет! Мы остаёмся на связи на долгие годы, контролируем вес, фиксируем жалобы, рекомендуем регулярно сдавать анализы, продолжать работу с психологом и диетологом.
Поддерживать связь с пациентом обязывает бариатрический регистр, в котором состоят все “белые” специалисты, входящие в общество бариатрических хирургов России и прошедшие обучение по этому разделу хирургии.
Несколько раз в год мы собираемся на научно-практические конференции, которые проводит Общество. Каждый из нас заносит в регистр ключевые клинические данные пациента: рост, вес, заболевания, данные послеоперационного наблюдения.
Эта практика позволяет хирургам более ответственно оценивать результаты своей работы и собирать статистику по всей России. Кроме того, все данные отправляются также в мировой бариатрический регистр.
Но, увы, не все пациенты соблюдают рекомендации. Когда начинает снижаться вес, у человека наступает эйфория, и он “забывает” об обследованиях. Многие очень быстро находят или меняют работу, заводят семью и детей.
- Я так поняла, что не все хирурги работают на законных основаниях?
– Да, есть хирурги, которые оперируют людей с ожирением, но я их никогда не вижу на конференциях. Они не вносят данные пациентов в регистр, не повышают свою квалификацию, работают так, как научили в мединституте 10-15 лет назад. Их называют чёрными хирургами. Между тем, технологии развиваются быстро и обучаться один раз в год сегодня – недостаточно. Необходимо несколько раз в год изучать результаты, присутствовать на операциях у коллег, приобретать у них какие-то новые тонкости, повышать своё мастерство. От этого выигрывают и врачи, и пациенты.
Недавно я вернулся из Мадрида, где участвовал в ежегодном конгрессе международной федерации ожирения. Там было одно очень интересное заседание, где сами бариатрические хирурги из разных стран, страдавшие в прошлом морбидным ожирением, делились собственным опытом, как они решились на операцию и как чувствуют себя в “новом теле”.
- Кто же пойдёт к черному хирургу? Это же как на заклание!
- Никто не заставляет к ним идти. И сарафанное радио не на их стороне. Но если они существуют, значит есть какой-то узкий спрос.
- Не могу не спросить о побочных эффектах и осложнениях, возможных после таких операций.
- По статистике, довольны около 91% пациентов. 9% набирают вес после бариатрической операции и идут на неё повторно. Одно время была популярна методика бандажирования желудка - на переход из пищевода в желудок надевалось кольцо, которое приходилось извлекать в связи с различными осложнениями. Известны случаи повторных операций после продольной резеции желудка, когда мы прибегаем к гастрошунтированию.
Бариатрия - сёрьезный вид хирургии и никто не может дать 100-процентную гарантию. Встречаются осложнения и даже летальные исходы. Как везде. Иногда падают самолёты, но мы же продолжаем летать.
Просто когда на одной чаше весов – возможные осложнения от операции, а на второй - инфаркты, инсульты, гипертония, онкология, диабет, артроз, и прочие недуги... Что перевешивает?!
Через пару недель после операции содержимое второй чаши уходит бесследно.
- Случались у вас веселые истории с пациентами?
- У нас прооперировалась семейная пара, оба похудели, но недолго музыка играла. Жена-пациентка пришла ко мне на приём и попросила … вернуть ей лишний вес, так как “муж любил меня пышной!” Простите, но обратного пути нет!